(no subject)
Oct. 30th, 2015 12:13 amИз разумного поста про Алексиевич
"Для того, чтобы в 29 лет писать статьи про Дзержинского"...
Вообще для того, чтобы в 29 лет писать статьи про Дз., достаточно жить в 1977 году. Точка. Никаких особых качеств, обстоятельств, причин не требовалось" (согласна, добавлю - и ты по профессии журналист, в районной газете)
А в комментариях тоже разумное "Некоторые из людей, которые тогда жили довольно хорошо понимали, что их окружает. И ставили себе планку неучастия. Полностью не замараться было все же невозможно. У разных людей было по-разному. Кто-то в партию не вступал, например. Проигрывая в зарплате и многом другом. Кто-то в комсомол. Кто-то письма с осуждением не подписывал. Кто-то про палачей не писал, например.
И через тридцать восемь лет и через сто тридцать восемь каждый волен давать оценку тому, что случилось. Не вижу тут преступления."
Преступления нет, но перебор.
А про планку точно замечено.
Я, кстати, училась в особом месте, в ин-те Нефти и Газа, у нас там на прикладной математике: на моем курсе (набор 1983 года), кроме меня, был еще один не член ВЛКСМ, к четвертому курсу его дожали; курсом старше был, еще курсом старше тоже. То есть очень достойные люди были на кафедре, принимали в институт, невзирая на. И ребята были смелые. Мой риск был меньше, в крайнем случае не взяли бы в этот вуз, почему-то была уверена, что взяли бы в какой-нибудь попроще на следующий год. Мне в армию было не идти.
"Для того, чтобы в 29 лет писать статьи про Дзержинского"...
Вообще для того, чтобы в 29 лет писать статьи про Дз., достаточно жить в 1977 году. Точка. Никаких особых качеств, обстоятельств, причин не требовалось" (согласна, добавлю - и ты по профессии журналист, в районной газете)
А в комментариях тоже разумное "Некоторые из людей, которые тогда жили довольно хорошо понимали, что их окружает. И ставили себе планку неучастия. Полностью не замараться было все же невозможно. У разных людей было по-разному. Кто-то в партию не вступал, например. Проигрывая в зарплате и многом другом. Кто-то в комсомол. Кто-то письма с осуждением не подписывал. Кто-то про палачей не писал, например.
И через тридцать восемь лет и через сто тридцать восемь каждый волен давать оценку тому, что случилось. Не вижу тут преступления."
Преступления нет, но перебор.
А про планку точно замечено.
Я, кстати, училась в особом месте, в ин-те Нефти и Газа, у нас там на прикладной математике: на моем курсе (набор 1983 года), кроме меня, был еще один не член ВЛКСМ, к четвертому курсу его дожали; курсом старше был, еще курсом старше тоже. То есть очень достойные люди были на кафедре, принимали в институт, невзирая на. И ребята были смелые. Мой риск был меньше, в крайнем случае не взяли бы в этот вуз, почему-то была уверена, что взяли бы в какой-нибудь попроще на следующий год. Мне в армию было не идти.
no subject
Date: 2015-10-30 05:37 am (UTC)no subject
Date: 2015-10-30 06:01 am (UTC)Наша учительница читала нам стихи запрещённых тогда поэтов, её не сдали. Да, я не выходил на площадь, как покойная и замечательная в своей душе Наташа Горбаневская...Успел в журнале с ней поговорить.
Я не считаю себя виноватым за это время "застоя". Да, в некоторой степени выживание. Внутренняя эмиграция. НЕ сотрудничание с властями с ГБухой, как и здесь, в СЩША, я культурно послал нах сотрудничение со спецслужбами.
Извини за сумбур.
С.
no subject
Date: 2015-10-31 07:31 pm (UTC)Скользнув по комментариям, я увидела два, которые мне захотелось процитировать. Себе на память. Я "не хочу поговорть об этом", безответственно сделала эту запись, и правильно было бы комменты отлючить. Но теперь поздно.
Мы вообще о чем говорим - о нобелевке, о керосинке, о планке неучастия?
Мне тоже было страшно, и со мной разговаривали, потом оставили в покое (я когда-то описала об этом более детально), но друг нашей семьи Ю.Ф.Орлов отбывал семь плюс пять, я писала письма в пермский лагерь, то есть совсем невозможно было переступить через это.
Диссидентов было немного. Из сочувствующих кто-то подпиывал письма в защиту, кто-то давал деньги для помощи политзаключенным, а кто-то был вне этого круга. На площадь в 1968 (ну, я еще едва научилась ходить, я не о себе) вышло бы гораздо больше народу, если бы был интернет.
А жить было как-то надо всем. Ходить в школу, в институт, на работу. Рожать детей. Стоять в очереди, покупать курицу. Как можно себя считать виноватым в застое? Такое было время.
Про Гамсахурдия, который появлялся в московских диссидентских кругах в 70х, когда трудно было понять кто есть кто, Орлов сказал "Он националист". Он понимал разницу.
no subject
Date: 2015-10-31 09:05 pm (UTC)Прежде всего из тех, кто был в курсе. Я например не имела понятия не только об этом, но и,скажем, что евреев не выпускали из страны, и как эти евреи выглядят, и что можно не вступать в комсомол. О том, что было 20 лет назад - знала, но не сейчас.
Кстати странно, что вы теперь "не хотите об этом поговорить" - это уже неважная тема? А люди отзываются больше, чем на что-либо другое... Ну извините, мы не знали :)
no subject
Date: 2015-10-31 09:11 pm (UTC)no subject
Date: 2015-10-31 09:28 pm (UTC)no subject
Date: 2015-11-05 02:16 am (UTC)"Не хочу поговорить об этом" - это как бы шутка ("У вас проблемы? Вы хотите поговорить об этом?")
Если серьезно, тема интересная, это просто я не в состоянии поддерживать беседу, модерировать и т.п. - написала что-то и пошла, допустим, спать, а потом на работу. А в это время кто-нибудь в моем журнале поругается, а я в какой-то степени отвечаю за то, что в комментариях к моему посту происходит.
no subject
Date: 2015-11-10 09:36 pm (UTC)Я в курсе.
Интересно, в какой вы школе учились (правда, я свою в жж не говорю :) )
no subject
Date: 2015-11-11 04:07 am (UTC)Не в математической.
no subject
Date: 2015-10-30 07:37 am (UTC)планка неучастия и все такое - это для людей, как минимум понимавших,
что происходит, а таких людей было не так много. если про сталинский
террор народ еще как-то был в курсе, то вокруг революции был
натуральный культ. у меня в детстве чуть ли не половина книжек была
так или иначе про Ленина и все тому подобное, ну, не половина, конечно,
но их было очень много; а единственная школьная поездка в школе, где
я училась до 57й - в Ульяновск. это Москва, семья учоных. Алексиевич
натурально из деревни. они там писали либо про хлеборобов и надои,
либо про героев революции, ничего другого как бы вообще не существовало.
no subject
Date: 2015-10-30 08:53 am (UTC)no subject
Date: 2015-10-30 11:04 am (UTC)Нет. Для имевших как минимум немного вкуса.
no subject
Date: 2015-10-30 11:25 am (UTC)no subject
Date: 2015-10-30 11:47 am (UTC)no subject
Date: 2015-10-30 12:16 pm (UTC)Если бы, чтобы заниматься своим делом, вам надо было бы проявить активность, вы бы бросили вашу профессию? А для кого такие жертвы - вы видите, 84% россиян за советский союз, вчера обьявили о создании союза молодежи. Нельзя заставлять людей жить так, как они не хотят, их большинство. Зачем было протестовать против советских порядков?..
no subject
Date: 2015-10-30 12:23 pm (UTC)Да, профессия выбиралась с учетом необязательности активизма. Работать на ВПК мне было приемлемо ( и сейчас приемлемо). Ну в общем я соглсасна - есть разные степени неучастия. Я и подписку давала - эмигриропвать не собиралась в самом страшном сне.
no subject
Date: 2015-10-30 12:26 pm (UTC)А я их брала в 1 классе в библиотеке (родители осторожно спросили, почему, я таинственно улыбалась). Хотела завести себе хороший послужной список, прежде чем брать заманчивую фантастику с космическими кораблями на обложке. 7 лет, никто не учил. Просто повзрослев я решила перестать. А СА решила продолжить.
no subject
Date: 2015-10-30 12:57 pm (UTC)Ал. продолжала, да, до 83 года, а миллионы в россии продолжают и до сих пор. Один из самых распространенных комментов про ее книги - "врет, как дышит".
no subject
Date: 2015-10-30 04:50 pm (UTC)в большом количестве. Но оно же везде было - в "Детской энциклопедии"
и тому подобном, например; не говоря уж обо всяких детских литературных антологиях. не думаю, что "ДЭ" так уж невозможно себе представить в
доме Ваших родителей :)
Забывает народ недавнюю историю со страшной силой, ну и случается в
самых экзотических местах искать повод для самолюбования.
no subject
Date: 2015-10-30 07:04 pm (UTC)Детской энц. у нас не было, да и антологий тоже, кроме антологии фантастики с Шекли и Азимовым, но была БСЭ, Большая советская энц., бордовые тома.
no subject
Date: 2015-10-30 07:31 pm (UTC)для детей, среди них практически всегда попадались ленинореволюционные.
Про журналы и БСЭ, конечно, и говорить нечего. Даже в иллюстрированных
типа "Вокруг света" помню статьи про Афганистан и интернациональный
долг, сравнимые по градусу с творчеством какого-нибудь Проханова.
В антологиях фантастики тоже часто находили куда засунуть обличительный
антикапиталистический пафос.
Лично я не то чтобы была тогда сильно против, хотя в библиотеке
предпочла бы что-нибудь менее политизированное :)
no subject
Date: 2015-10-30 07:51 pm (UTC)Чтобы нам в стране труда —
Всем растущим поколеньям
Каждый час, везде, всегда
Жить как Ленин,
Быть как Ленин!
Мурзилка, 1987, №4.
no subject
Date: 2015-10-30 08:09 pm (UTC)неприличные стишки начала 80х? :)
no subject
Date: 2015-10-30 12:00 pm (UTC)хотя тоже зависит от того, к чему именно вкус.
по-моему так эта несчастная статья - прежде всего хороший показатель
того, какой путь мы прошли, и напоминание ностальгирующим, почему не
стоит возвращаться в 70е годы.
no subject
Date: 2015-10-30 12:14 pm (UTC)no subject
Date: 2015-10-30 04:31 pm (UTC)но получая новую информацию, он может сделать из нее различные выводы.
информации в некоторый момент стало на порядок больше.
этот фарш, надеюсь, назад не провернешь, потому что интернет; хотя
китайцы вот цензурируют довольно успешно (коллега, недавно там
побывавший и что-то понимающий, в отличие от меня, в компьютерах,
потратил неделю на то, чтобы научиться обходить разные блокировки).
no subject
Date: 2015-10-30 12:22 pm (UTC)no subject
Date: 2015-10-30 12:29 pm (UTC)Мысль, которую я тщетно пытаюсь сформулировать - это что просто мало кому
приходило в голову, что можно не про них писать, а еще про что-нибудь.
примерно как в анекдоте про два скелета ("неужели Маркс и Энгельс?").
Я была тогда ребенком, но большинство взрослых вели себя точно так же,
причем не из-за страха репрессий, а просто от непонимания, что сидят
в болоте.
no subject
Date: 2015-10-30 12:51 pm (UTC)no subject
Date: 2015-10-30 03:48 pm (UTC)почему бы не написать к 100летию Дзержинского, что в этом плохого? железный Ф,
рыцарь Р..
когда Брежнев помер, у нас в школе кто-то плакал, кто-то с траурной повязкой
ходил. никто не заставлял, в этом и ужос.
no subject
Date: 2015-10-30 04:08 pm (UTC)Насколько я поняла, эта тема и интересует Алексиевич - какими мы были и почему.
no subject
Date: 2015-10-31 07:50 pm (UTC)А жить было надо всем. Ходить в школу, в институт, на работу. Быть счастливым в любви. Рожать детей. Стоять в очереди, покупать еду.
Увольнятся или быть уволенным по идеологическим причинам - такие случаи бывали, но это были единицы. Мы обсуждаем журналиста, который не стал диссидентом. Странная претензия.
no subject
Date: 2015-10-31 08:18 pm (UTC)подавляющее большинство людей ни о чем таком просто не задумывалось, а многие
из тех, кто задумывался, верили, что у нас справедливее и т.п.. вы тут все так
рассуждаете, как будто в партию вступали исключительно ради карьеры - среди
московских потомственных интеллигентов, может, и так, а у Алексиевич в деревне
совсем нет.
no subject
Date: 2015-10-31 09:14 pm (UTC)У меня в институтской группе был комсорг, он отчасти верил.
А вел себе прилично, когда более высоким комсомольским чинам пришло в голову на меня надавить с этим комсомолом.
no subject
Date: 2015-11-03 06:56 pm (UTC)no subject
Date: 2015-10-30 08:10 am (UTC)Не посадили, из института не выгнали, "двойку" не поставилим, отца из партии не выгнали.
У С.А. другая специальность, ей надо следовать коньюнктуре более щательно. Она это делала до, она это делала после. Почему люди массово думают, что человек изменился в перестройку?
no subject
Date: 2015-10-30 11:28 am (UTC)no subject
Date: 2015-10-30 08:52 am (UTC)Кто то, как Ал., пожалел о содеянном, и мне всегда было стыдно (хоть я и не считаю, что должна была портить свою жизнь - ради кого? Тех, кто мечтает о ссср сейчас?) а кто то и сейчас за возвращение советских порядков, как ее противники. Ради кого надо было идти на амбразуру, непонятно.
no subject
Date: 2015-10-30 09:55 am (UTC)Ну и ваша кафедра вообще была для свободолюбивых и независимых, а на гуманиьарных факультеьах, по-моему, вообще на знания не смотрели, а как раз только на благонадежность.
no subject
Date: 2015-10-30 10:28 am (UTC)no subject
Date: 2015-10-30 10:33 am (UTC)А вы знаете кого-нибудь поступившего на исторический, филологтческий или журфак без комсомола?
no subject
Date: 2015-10-30 11:00 am (UTC)Филологический?. Философский, скорее.
no subject
Date: 2015-10-30 11:17 am (UTC)Если человек настолько одарен во всех областях, что может, отказавшись от гуманитарных наук, сдать математику в другой вуз, или может фортепьяно в консерваторию, то конечно проблем нет.
no subject
Date: 2015-10-30 11:26 am (UTC)Ну да, просто насчет филологии я не уверена.
А чтобы поступить в МГИМО один мой родственник даже пошел в армию, чтобы там пойти в партию. В партию вступил, a в МГИМО - нет. В итоге (следуя колеблющейся линии) эмигрировал как политический беженец.
no subject
Date: 2015-10-30 11:32 am (UTC)